sergeyseb (sergeyseb) wrote,
sergeyseb
sergeyseb

Categories:

"История античной эстетики" Лосева как расширенная и углубленная версия "Малой земли&

Оригинал взят у minski_gaon в "История античной эстетики" Лосева как расширенная и углубленная версия "Малой земли" Брежнева


Книги не о том, о чем они говорят явно. Содержание само по себе вообще никогда не имеет значения. Важен контекст и то, насколько контекст описывается в иносказательном виде, насколько красивы намеки на этот контекст без всякого прямого описания. Мы смотрим, скажем, фильм Данелии "Кин-дза-дза!". Мы понимаем, что фильм о Перестройке, о потерянном поколении, об утрате гармонии и смысла жизни. Но об этом говорится не прямо, а через фантасмагорию. Перестроечные фильмы с прямым описанием потерянного поколения забыты как "ложный пафос", а иносказание остается. Так вот, монументальный труд А.Ф. Лосева "История античной эстетики" посвящен исключительно Брежневу и той социальной системе Советского Союза, которая господствовала в то время.

Это как с романом о Пилате в "Мастере и Маргарите" Булгакова. Булгаков в ранних редакциях романа задумывал образ Мастера как дурочка-дегенерата, который написал никому ненужное и неинтересное произведение, которое, к тому же, никогда не пройдет цензуры. А потом, после смерти Сталина и начала потепления, образ Мастера в дальнейших редакциях романа приобрел черты диссидента. А в 1980х и вовсе стал напрямую интерпретироваться как образ гения, непонятого современниками. В итоге именно в 1980х роман "Мастер и Маргарита" выстрелил как самый читаемый в интеллигентной среде того времени, хотя вначале никакого диссидентства автором произведения и не предполагалось. В 1930х роман делался и вовсе в стиле Зощенко с высмеиванием дегенерата Мастера, а также прочих советских граждан, подверженных пока суевериям и не охваченных еще идеалами коммунизма. Роман случайно прочитался в 1980х не о том, о чем он задумывался в 1930х. Данелия также задумывал свой фильм не о Перестройке, конечно, а рассчитывал сделать обычную трэшевую фантастику-комедию с маленьким бюджетом.

Таким образом, есть непредсказуемая судьба книг. Книги живут в особом контексте, а не сами по себе. "История античной эстетики" хорошо легла в контекст конца 1970х -- начала 1980х, поэтому вызвала такой интерес у интеллигентной публики того времени. Сейчас такая книга была бы сочтена за графоманство и высмеяна как непрофессиональная. Меняются времена. Платонизм Лосева пришёлся ко двору 1970-1980х только потому что это был блоковско-советский платонизм с элементами декаданса -- платонизм, который соответствовал духу брежневской эпохи. Иного платонизма просто в 70-80е не могло быть. Дело не в цензорах, а в духе времени. Книга пришлась на дух времени.

Именно поэтому "История античной эстетики" лучше всех авторских вещей Лосева в 100 раз, потому что именно эта серия -- памятник брежневской эпохе. Серия выстрелила невероятно. Книги были в доме читающих интеллигентов желаемым пополнением философской библиотеки. И вот распорядители архива Лосева решили сделать из этого реально очень большие деньги и стали печатать уже все подряд огромными тиражами, которые по инерции разошлись. Но это уже была эпоха начала 1990х -- эпоха "Ласкового мая" и прочих стадионов. Из Лосева как брежневского Гегеля, ухватившего дух дорогого Леонида Ильича со всеми его густыми бровями и складками, сделали поп философа, убив тем самым весь брежневский контекст и марксистскую ауру трудов Лосева, да и убив этим саму философию Лосева.

Давайте сейчас посмотрим на эту картину

002znamia500

Она принадлежит Казимиру Малевичу, тому самому автору "Черного квадрата" и основателю супрематизма. Это пример позднего творчества Малевича, когда тот отказался от супрематизма и стал рисовать соцреализм. Почему он его рисовал? Некоторые говорят, что его сломила тюрьма, другие -- что боялся. А мне кажется, что просто супрематизм умер сам по себе. У супрематизма уже не было зрителей. Он уже не соответствовал духу времени. И Малевич стал искать новые формы в рамках соцреализма. Дело, таким образом, не в цензуре и страхе лагерей, а в самом контексте, который убил супрематизм. Супрематизм стал романом о Пилате, достойным пера Зощенко как ржач и прикол.

"История античной эстетики" Лосева -- одно из лучших философских произведений, написанных в брежневскую эпоху и посвящённых брежневскому духу времени.
Tags: философия
Subscribe

  • Жить после сорока - преступление

    У Достоевского подпольный человек говорит: жить после сорока это преступление. Он там, правда, добавляет, что будет из вредности жить и 80 лет, но…

  • Мысли

    Я давно размышляю над тем откуда есть пошел т.н. западный индивидуализм, который так не любят лицемеры, ханжи, фанатики и прочая псевдодуховная…

  • Мысли с ФБ

    Самые омерзительно безнравственные люди - это борцы за нравственность. Почему? Потому что фундаментом нравственности является свобода. Насилие…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment